Президент Медведев подписал Указ "О военно-административном делении Российской Федерации" — очередной шаг в проводимой под его руководством, руководством Верховного Главнокомандующего ВС РФ, военной "реформы".
         
          Какова должна быть цель любой военной реформы? Вероятно, это не удовлетворение политических амбиций руководителей и их реформаторского зуда, не проведение торгов по распродаже якобы ненужного военного имущества и непрофильных активов. Это прежде всего — повышение боевой мощи Вооруженных Сил, составляющими которой являются оснащение их новейшими техникой и вооружением, всестороннее обеспечение всем необходимым для ведения боевых действий, повышение уровня боевой выучки личного состава, повышение морально-политического состояния военнослужащих, приведение оргштатной структуры, боевого состава и численности войск в соответствие с существующими внешними угрозами. Теперь возникает вопрос: «Какие цели из этого длинного перечня можно достигнуть в ходе нынешних "преобразований"?»  Какие цели преследует пресловутый приказ МО РФ от 2008 г. № 400? Организовать раздрай в воинских коллективах? Кому пришла в голову идея подобного приказа? Что имеет общего этот человек с армией, со знанием психологии воинского коллектива?!

           Как начиналась реформа? Спросите у любого офицера — с чего начинается процесс принятия решения командиром любого уровня? Ответ прост — с всесторонней оценки обстановки, изучения исходных данных и замысла вышестоящего начальника. Оценка обстановки на государственном уровне, определение друзей и врагов дается в Военной доктрине. Как можно воспринимать военную реформу, которая бодро началась и продолжилась, несмотря на то, что Военная доктрина тогда была еще не принята? Основой основ в оценке обстановки является оценка вероятного противника, возможного характера его действий в случае развязывания военных действий (вероятных направлений главного удара, привлекаемых сил и средств). Полководец должен в итоге сопоставить свои возможности, возможности своих войск с возможностями противника и определиться, что ему делать дальше – то ли почивать на лаврах, сокращать численность своей армии, то ли наоборот, кричать «караул!» и делать все, чтобы обеспечить если не паритет с противником, то хотя бы примерное равенство сил и средств на важнейших стратегических направлениях. Была ли произведена такая оценка нашим руководством? И если была, то почему принято решение о проведении «реформы» в том виде, который мы наблюдаем?

          Наше государство имеет весьма ограниченные экономическое возможности, средств не хватает на все, в том числе – и на оборону. Кто считал, будет ли достигнут и если будет достигнут, то когда, экономический эффект от проведения этих преобразований? Бессмысленная (это мягко говоря) идея с переносом Главного штаба ВМФ из Москвы в Петербург может стоить миллиарды рублей. И сколько таких бессмысленных затей под флагом экономии? Удар по армии нанесен по всем направлениям – по офицерским кадрам (лучшие, самые подготовленные и умные уходят), по военной науке, по боеготовности. В ходе сокращения расформированы многие прославленные соединения ВС, прославленные ВУЗы. Что мы выигрываем? Что мы выиграем от развала Главкоматов? Сократим 100 должностей и после этого некому будет руководить войсками? Дикая кадровая чехарда и неразбериха в войсках. Офицер не видит перед собой служебной перспективы. Он не знает, что будет с ним через месяц, а не то, что через 2-3 года. Бесконечные шарахания вождей через каждые пять лет объявляющих о начале очередной военной реформы и через каждые пять лет о ее победоносном завершении (вспомним господина С.Иванова), не могут вызвать у военнослужащих, да и у всех граждан России ничего, кроме раздражения.

          Идеологическое обеспечение реформы не выдерживает никакой критики. Вообще-то всегда трудно объяснять неправильные вещи, поэтому идеологов этих «преобразований» понять можно. Как можно армию убедить в том, что разваливать ее – это очень хорошо, очень выгодно и для нее, и для государства?! А уж убедить в этом общество – еще сложнее.

          Самое неприятное заключается в том, что руководителями не учитывается печальный, трагический опыт нашего государства, опыт провала первых месяцев Великой Отечественной войны. Вера вождя в то, что никто на нас не нападет, а если и нападет, то не в 1941 году, стоила 26 миллионов жизней, громадных материальных потерь. Сейчас вера в то, что никто не нападет, похоже, тоже вселилась в умы Президента, Премьера, других политических деятелей. А ведь отвечать в случае катастрофы придется всему народу. Вряд ли дети больших руководителей пойдут в бой, как это было с детьми Сталина, Хрущева, Микояна, Фрунзе. Никто из руководителей, похоже не задумывается над такими фактами — в 1941-42 годах только пленными наша армия потеряла порядка 4,5 млн. военнослужащих! Почему это произошло? Почему все истории о начале войны наполнены танкобоязнью, страхом перед немецкой авиацией? Мало кто знает о том, что у СССР было большое ЧИСЛЕННОЕ превосходство в танках перед Германией. Более 20000 против 4-5 тысяч танков. Только вот проблема — танки были небоеготовые, не было подготовленных экипажей, они не были сосредоточены на вероятных направлениях главного удара противника. И не были разработаны основы применения крупных танковых соединений в ходе войны. КТО ИЗ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕЙЧАС В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА ГОТОВ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ НЕДАЛЬНОВИДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ? Неужели даже опыт военных действий в Чечне и Грузии никого и ничему не научил?

          Самая большая проблема — потеря веры в руководство. Какова причина этого? Авторитет командира основывается прежде всего на его высоких моральных и боевых качествах, на высоком профессионализме. Какой «высокий профессионализм» может быть у авторов нынешней военной реформы, которые свой замысел ДО СИХ ПОР неспособны довести до подчиненных. Подавляющее большинство ее рядовых участников не может понять главного — ДЛЯ ЧЕГО ДЕЛАЕТСЯ ВСЕ ПРОИСХОДЯЩЕЕ В ВОЙСКАХ?! Чем обоснованы все непродуманные, губительные для армии и для всей страны преобразования?

          Знает ли обо всем этом Президент? Знает ли он о настроениях в обществе и армии по этому вопросу? Несомненно, знает! Посмотрите, что пишут военнослужащие в видеоблоге Д.Медведева в разделе «Военная служба и социальное обеспечение военнослужащих». А сколько обращений ветеранских организаций по различным аспектам военной «реформы» проигнорировано?! Почему Президентом упорно игнорируется общественное мнение?! Ждем, пока жареный петух не клюнет?

Сергей Покладов