Конфликт между главой Минобороны Анатолием Сердюковым и ветеранами десантниками, который разразился после того, как министр обороны в сентябре 2010 года якобы обматерил начальника Рязанского училища ВДВ полковника Андрея Красова, продолжает набирать обороты. На прошлой неделе в СМИ появились сообщения о том, что конфликтом заинтересовался президент Дмитрий Медведев и он «очень озабочен складывающейся ситуацией». А Союз десантников России подал заявку в мэрию Москвы на проведение «антисердюковского» митинга численностью 10 тыс. человек на Поклонной горе. Но, как утверждают эксперты, грубость министра – это только видимая часть конфликта вокруг ВДВ. Борьба идёт ни много ни мало за сохранение Воздушно-десантных войск как таковых. Кто выйдет из неё победителем и останется ли в Вооружённых силах России легендарная «крылатая пехота», разбирался корреспондент «Нашей Версии».
Нынешняя попытка реформировать ВДВ не первая. Эти войска безуспешно пытаются реформировать уже около 10 лет. Ближе всего к успеху был генерал Анатолий Квашнин (в то время начальник Генштаба), который в 2001 году попытался включить ВДВ в состав Сухопутных войск. Даже было объявлено, что две дивизии ВДВ уже подчинены командованию военных округов, на территории которых они дислоцируются. Тогда командующий ВДВ генерал Георгий Шпак пошёл на крайний шаг – напрямую обратился к президенту, и реформу свернули.
Нужно отметить, что почти во всех развитых армиях войска, аналогичные нашим Воздушно-десантным, обычно входят в состав Сухопутных войск, реже в состав Военно-воздушных сил и только в некоторых бывших отделившихся республиках Советского Союза являются самостоятельным родом войск.
В России же ВДВ помимо всего прочего носят ещё и статус мобильного резерва Верховного главнокомандующего РФ, кроме того, вокруг ВДВ годами создавался ореол наиболее подготовленных и боеспособных войск, коими они, впрочем, и являлись. «Элитность» ВДВ поддерживалась и материально: у десантников всегда были передовые вооружение и экипировка, офицерам платили более высокое денежное довольствие, на службу в ВДВ отправляли лучших призывников.
Судя по всему, гражданского министра обороны Анатолия Сердюкова разговоры об элитном статусе ВДВ волнуют лишь отчасти. Какими бы боеготовыми ни были ВДВ, очевидно, что на их содержание требуются куда большие затраты, чем на те же мотострелковые части. При этом эффект от таких сверхзатрат сомнительный. По мнению многих военных аналитиков, при современном развитии средств ПВО осуществить массовую высадку десантников становится практически невозможно, что подтверждается опытом последних военных конфликтов. Так, например, во время боевых действий в Афганистане массовое десантирование с воздуха применялось всего лишь один раз, да и то вместо десантников с самолётов на парашютах сбросили мешки с песком. Душманы открыли по «десанту» шквальный огонь, артиллеристы засекли и уничтожили их огневые точки. Как вспоминают участники этой операции, позже на земле не удалось найти ни одного целого мешка. Что уж тут говорить о применении ВДВ против противника, обладающего современными средствами ПВО и авиацией. Самолёты с десантом просто не долетят до места высадки.
То есть части ВДВ фактически уже давно превратились в обычную пехоту. Пусть и хорошо подготовленную. Но при этом для их обеспечения необходимо содержать дополнительные части транспортной авиации, разрабатывать и закупать специальное вооружение и технику.
Поэтому в самом начале военной реформы в 2008 году щадить эти элитные войска не собирались. Более того, сообщалось, что в рамках реформы ВДВ подписана директива, в соответствии с которой к 1 декабря 2009 года подлежал сокращению каждый четвёртый-пятый офицер из состава боевых частей и соединений, а также частей боевого и тылового обеспечения ВДВ. К этому же сроку должна была быть расформирована и 106-я дивизия ВДВ – её полки планировалось переподчинить другим соединениям, а тыловые подразделения полностью сократить.
Казалось бы, реформирования уже не избежать, но война с Грузией внесла коррективы в реформирование Воздушно-десантных войск, которые, по признанию многих аналитиков, на фоне других недееспособных частей оказались единственными готовыми к ведению боевых действий.
В это же время набирал силу и генерал Владимир Шаманов, нынешний командующий ВДВ. Тогда, будучи начальником Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооружённых сил РФ, он неожиданно возглавил Российскую военную группировку в Абхазии, где руководил операцией российских десантников, хотя должность начальника боевой подготовки не предполагает участия в боевых действиях. Судя по тому, что генерал был награждён орденом Святого Георгия IV степени, войска под его руководством действовали весьма успешно.
На волне возросшего авторитета Владимир Шаманов в мае 2009 года возглавил ВДВ. Используя своё влияние, он сумел сохранить дивизии ВДВ фактически нетронутыми, и это на фоне того, что в Сухопутных войсках все дивизии были преобразованы в бригады. Более того, в день назначения нового командующего начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров заявил, что ВДВ получат дальнейшее развитие, войска будут сохранены. Планировалось даже, что в составе Московского военного округа будет развёрнута десантно-штурмовая бригада, а для Ленинградского военного округа создаётся 3-й парашютно-десантный полк на базе 76-й воздушно-десантной дивизии.
Однако уже осенью 2009 года командующий ВДВ оказался в центре криминального скандала. Был обнародован телефонный разговор, в ходе которого генерал Шаманов приказал своему подчинённому направить две группы спецназа ВДВ 45-го отдельного разведывательного полка для задержания следователя, который проводил следственные мероприятия на заводе «Спорттэк» в рамках расследуемого уголовного дела о покушениях на председателя совета директоров агрохолдинга «Щёлковский». Тогда командующий Воздушно-десантными войсками ВС РФ генерал-лейтенант Владимир Шаманов был предупреждён о неполном служебном соответствии за попытку использования служебного положения в личных целях.
Ослабление позиций командующего ВДВ, по мнению экспертов, послужило толчком для возврата к реформе ВДВ. Своеобразную «чёрную метку» десантники получили в августе 2010 года. 80-летний юбилей Воздушно-десантных войск руководство страны и Минобороны попросту проигнорировали.
По мнению руководителя Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолия Цыганка, кардинальной реформы ВДВ не избежать, даже несмотря на протесты ветеранов. В своё время генерал Шаманов наступил на больную мозоль министру обороны, когда отстоял ВДВ, воспользовавшись расположением премьер-министра Владимира Путина. По мнению эксперта, в этот раз всё пройдёт без срывов. Хотя, по мнению нашего собеседника, эта реформа сильно ослабит армию.
Впрочем, реформа уже началась. Как рассказал «Нашей Версии» источник в Генеральном штабе, сразу после инцидента в Рязани в штаб ВДВ была направлена большая группа ревизоров для проведения финансовой проверки. Причём её целью было не столько выявление каких-либо нарушений, сколько подготовка финансовой базы для передислокации в Рязань из Москвы Главного штаба ВДВ. При этом численность штаба будет составлять всего 57 человек.
Председатель центрального совета Союза десантников России Павел Поповских также считает, что процесс реформирования ВДВ уже запущен. Например, Рязанское воздушно-десантное училище уже не подчинено командованию ВДВ, оно стало десантным факультетом в составе Военного учебного центра Сухопутных войск (Общевойсковой академии). Также командование ВДВ отстранено от допризывной подготовки молодёжи и от призыва в ВДВ – это теперь функция организационно-мобилизационных управлений военных округов. По информации Поповских, подготовлена директива, согласно которой в ближайшее время командование ВДВ становится подразделением Главного командования Сухопутных войск, а соединения и части ВДВ фактически выводятся из резерва и непосредственного подчинения Верховному главнокомандующему и Генеральному штабу ВС РФ и передаются в оперативное подчинение командованиям стратегических направлений «Север», «Запад», «Юг», «Восток». Для специалистов это означает одно – самые авторитетные в России войска в ближайшее время прекратят своё существование. Совершенно очевидно и то, что никакие акции протестов ветеранов и скандалы с «матерщиной министра обороны» этому не смогут помешать.
Впрочем, хоть ВДВ и будут скорее всего ликвидированы, без «голубых беретов» Российская армия не останется. Как мы уже говорили, части ВДВ могут переподчинить командованию военных округов. Кстати, у Советской армии подобный опыт был: десантников можно было встретить не только непосредственно в ВДВ, но и в Сухопутных войсках. В конце 60-х – начале 70-х годов в военных округах сформировали десантно-штурмовые бригады. Это были достаточно мощные соединения: кроме собственно десантных подразделений в их состав входили по два вертолётных полка, подразделения артиллерии и ПВО. Но в отличие от ВДВ, где основным средством десантирования являлись военно-транспортные самолёты, десантно-штурмовые бригады должны были действовать с вертолётов. Интересно, что прообразом советских штурмовых частей стали аэромобильные подразделения американской армии, которые тогда весьма успешно действовали во Вьетнаме. Помимо окружных десантно-штурмовых бригад свои десантники вскоре появились и в «штате» общевойсковых армий – у каждой армии был свой отдельный десантно-штурмовой батальон (ОДШБ). Между прочим, сухопутные десантники носили такую же форму и знаки различия, как их коллеги из Воздушно-десантных войск. И День ВДВ 2 августа ветераны этих частей также считают своим профессиональным праздником. В 1990-х годах бригады были расформированы, а их остатки передали в ВДВ, теперь же процесс может пойти в обратном направлении.
То, что десантники всё-таки останутся в армии, подтверждается их неизменным участием во всех последних крупных учениях. Буквально на прошлой неделе в ходе оперативно-тактических учений Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2010» в Челябинской области на полигоне Чебаркуль была произведена масштабная высадка десанта. На полигон с бортов военно-транспортных самолётов десантировались более
350 парашютистов и 9 единиц техники. В октябре 2010 года учения ВДВ прошли в Псковской области. В регион были переброшены техника и личный состав 51-го полка ВДВ, дислоцированного в Туле. Правда, массовой высадки с воздуха не получилось: в планы командования вмешался сильный ветер, и в целях безопасности военные решили ограничиться только десантированием техники.
А на то, что десант, вероятно, окажется в ведении Сухопутных войск, указывает весьма показательная ситуация с закупкой техники для ВДВ. В 2010 году представители Минобороны заявили, что отказываются от приобретения машин БМД-4 и самоходной противотанковой пушки «Спрут». Причём о какой-то альтернативе этой технике речь не шла. Понятно, что без боевых машин десанта и самоходной артиллерии ВДВ уже не смогут выполнять такие масштабные задачи, которые стояли перед ними раньше. Впрочем, как мы уже говорили, возможность их выполнения эксперты и так ставят под большое сомнение.
Справка
В вооружённых силах США как такового отдельного воздушно-десантного рода войск не существует. Все аэромобильные силы входят в состав 18-го воздушно-десантного корпуса сухопутных сил. Место дислокации штаба корпуса – Форт-Брэгг (штат Северная Каролина). Численность корпуса составляет около 90 тыс. человек.
Основной ударной силой корпуса являются 82-я воздушно-десантная дивизия и 101-я воздушно-штурмовая дивизия. Численность 101-й дивизии составляет свыше 17 тыс. человек. Её основное вооружение – около 150 орудий полевой артиллерии и миномётов, 290 вертолётов, 400 противотанковых ракетных комплексов.
Помимо них в корпус входят механизированная и лёгкая пехотная дивизии, лёгкий бронекавалерийский полк, бригада полевой артиллерии, бригада разведки и радиоэлектронной борьбы, бригада связи, две бригады армейской авиации, инженерные, тыловые, учебные и медицинские подразделения.
Для переброски только одного усиленного десантного батальона необходимо 24 военно-транспортных самолёта «Геркулес». По американским нормативам выброска личного состава и техники с самолётов не превышает 10 минут. Сбор батальона на месте высадки и приведение его в боевую готовность занимает 30–40 минут.
Для поддержания высокой боеготовности в корпусе действует интересная система оповещения: все военнослужащие корпуса даже на отдыхе обязаны иметь при себе специальный приёмник оповещения. Благодаря такой системе связи по тревоге на сбор личного состава в части уходит не более двух часов. : versia.ru