Простое большинство
(… Полный текст статьи на www.afisha.ru)
Мы привыкли считать: во всех бедах виноват Путин (что, в приципе, верно *прим. ред). Или коррупционная вертикаль власти. Или органы внутренних дел. Мы совершенно не замечаем уже, что за последние 25 лет население страны приняло участие в нескольких несправедливых войнах, пережило полный слом экономической и идеологической системы, лишилось сотен тысяч образованных и деятельных граждан, отправившихся в эмиграцию — или, как вариант, торговать турецкими свитерами на рынок. Что большинство этих людей на каждом шагу сталкиваются с чудовищной, унизительной, разрушающей душу несправедливостью, что больницы или суды, посещение которых провоцирует условных «нас» на истерику в ЖЖ, для этого молчаливого большинства – кошмарная и привычная повседневность, что потребительский путинский рай, чьи излишества так оскорбляют эстетическое чувство условных «нас», для молчаливого большинства — это в лучшем случае, возможность купить в кредит холодильник. Что выросло целое поколение людей, чьи родители из-за недостатка времени или тотальной дезориентации в жизни забыли объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо, и не успели прочитать им книгу, хотя бы одну, и все представления об устройстве мира были почерпнуты ими в лучшем случае из сериалов про ментовку и зону — а скорее всего, во дворе, чьи законы в точности повторяют ментовку и зону без всякой помощи сериалов. И да, чего уж там, выходцы с Кавказа присутствуют в жизни этого молчаливого большинства гораздо более ощутимо, чем в нашей, и слишком часто выступают как источник агрессии и насилия — впрочем, молчаливое большинство отвечает им тем же. Стоп, секунду, мы не то чтобы не замечали этих людей — но не имея возможностей (или желания) изменить их жизнь к лучшему, мы переводили их существование в плоскость эстетического: мы умилялись фильмам Германики, книжкам про гопников, рэперу Сяве, бесконечному потоку новых драм про свинцовые провинциальные мерзости. Мы упивались этим потоком правды — и как-то упустили из виду тот факт, что от перевода всеобщего несчастия, отупения и озлобления на кинопленку или бумагу само озлобление никуда не денется. Оно и не делось.
После нападения на Кашина много было сказано о том, как зашкаливает сейчас уровень агрессии, на совершенно повседневном и обыденном уровне, по самым ничтожным поводам — когда за коммент в ЖЖ можно получить арматурой по башке, за неловкое движение на трассе — бейсбольной битой по стеклам, за неправильно выставленный софит на сцене – ногой в живот. Беда в том, что этот поток агрессии складывается не только из единичных случаев, при подходящем поводе и правильной организации он действительно становится потоком, способным снести все на своем пути. И понятно, что при нынешнем раскладе, при таких настроениях большинства — крайне недовольного своим положением, не верящего в позитивные варианты будущего (до такой степени, что даже безусловно приятная перспектива, вроде Чемпионата мира по футболу, становится поводом для всеобщего глухого раздражения) и предпочитающего любое простое решение чуть более сложному — достаточно лишь поднести спичку, и большинство абсолютно демократическим путем сделает такой выбор, от которого у условных «нас» волосы станут дыбом. Как сегодня на Манежной — простым большинством голосов было решено избить до полусмерти детей с чуть более черными волосами, и только три милиционера, наплевав на народное волеизъявление, не дали свершиться неизбежному.
Вообще, прекрасный получается финал года — трасса до Питера пройдет через Химкинский лес, группа «Война» ждет суда в СИЗО, Кашин лежит в больнице с пробитой головой, на станции «Охотный ряд» под имперским флагом бьют ногами живых людей. Осталось только дождаться приговора Ходорковскому, и можно наряжать елку. И выпить за здоровье трех милиционеров, которые, по крайней мере, до последнего исполнили свой долг. И за музыканта Юру Шевчука, который, по крайней мере, добрый.
И что положено кому, пусть каждый совершит.