Сценарий-2012: бизнес времен конца Владимира Путина
Накануне развязки-2012 резко нарастают усилия ключевых представителей правящей элиты по выкачиванию средств из государственных заначек и кубышек. Это может свидетельствовать о глубоком неверии этих представителей в перспективы российской экономики. И России как государства в целом. Государственные кубышки тем временем тают на глазах. По совершенно официальным данным, совокупный объем средств Резервного фонда Минфина РФ за 2 года (январь 2009 – январь 2011) сократился на $122 млрд, или в пять с половиной раз: со $137 до 25 млрд.
В этом контексте очень логично выглядят красноярские заявления министра финансов Алексея Кудрина, который фактически призывает не наращивать социальные расходы и вообще затянуть потуже пояса. Многие почему-то увидели в этих заявлениях нечто революционное. А никакой революции, на самом деле, нет. До нас доводится привычная русская элитная логика: расходы на массированный cash out должно взять на себя население. А кто же еще?
Алексей Кудрин может сколько угодно говорить, что дефицит Пенсионного фонда недопустимо высок (по прогнозу на 2011 год – 876 млрд руб.). Но, если его познакомить с Дмитрием Медведевым, глава Минфина смог бы узнать от своего формального начальника, что у нас на госзакупках воруют 1 трлн в год. Больше, чем дефицит Пенсионного фонда. Может, где-то здесь проблема? И даже если взять далеко не самую масштабную сделку с акциями «Новатэка», то потери «Газпрома» на ней – $1,35 млрд – это больше половины всех федеральных расходов на культуру. Больше, чем государство ежегодно тратит на все музеи страны. Так что не завышенные социальные расходы, как почему-то принято считать, генерируют бюджетные трудности. А гигантское воровство элит, которые, кажется, входят в завершающую стадию своего жизненного цикла. Даже если они сами этого не осознают и в этом не признаются, еще раз: логика их поведения свидетельствует как раз об этом.
Отсюда – и базовый сценарий-2012. Президентом должен остаться Медведев. Для финального cash out нужен легкий, улыбчивый президент, от которого ничего не зависит. От Путина в свое время тоже зависело не так много – во всяком случае, куда меньше, чем многие думают. Но его бренд был страшен сам по себе. У Медведева и бренд не производит никакого впечатления.
Если полистать учебник истории – очень характерная ситуация то ли для конца эпохи, то ли для эпохи конца. ©Станислав Белковский