Кросспост via [info]thesunbeam

Eсли бы… если бы… Не хватало нам свободолюбия… Мы просто ЗАСЛУЖИЛИ всё дальнейшее.

А. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ

Я юрист. Я занимаюсь выборами. Положим, не так уж и давно – в масштабах возраста молодой российской демократии – но лет 5 точно. Не много. Но и не мало, для того, чтобы делать определенные утверждения.

Выборы – это всегда в определенной мере игра; в определенной мере фарс. Это поле напряженной работы для команд пиарщиков, копирайтеров, руководителей агитсети, юристов и еще многих и многих фигурантов, которые иногда позволяют себе развлекаться, придумывая нетривиальные ходы запудривания мозгов населению. Но это всегда была игра по определенным правилам, пусть и не совсем таким, какими они представлялись рядовому избирателю.

Однако и прошедшие думские выборы, и предстоящие 2 марта президентские – это игры без правил. Точнее, правила есть, но те, кто эти самые правила и установили, решили, что могут нарушать их.

Ключевой демократичной чертой российских выборов любого уровня всегда являлось то, что участие в них (за редкими исключениями) было добровольным. Избирателей под любыми предлогами заманивали на участок, создавали различные интриги, красивые легенды, придумывали всевозможные лотереи и распродажи, да просто покупали голоса – но никогда не принуждали идти голосовать.

Что происходит теперь? Почему в любом российском заштатном городишке, в крупном городе и в мегаполисе работники государственных предприятий, служащие жалуются на одно и то же – что их заставляют брать открепительные удостоверения и голосовать по месту работы; а иногда – и заставляют голосовать определенным образом?

Или вот вам еще примерчик, пришедший из комментов. С какой радости мамы дошколят должны отчитываться о том, как проголосовали, перед его воспитателями?

Я не хочу сейчас обсуждать, чего боится власть. Отменив порог явки, она продолжает бояться обвинений в своей нелегитимности. Но речь не об этом. Речь о ПРИНУЖДЕНИИ к реализации гражданами своего ПРАВА. Прямом принуждении. Власти лень что-то придумывать, лень участвовать в дебатах, лень доказывать свою состоятельность на деле. Проще просто заклеить город незамысловатыми плакатами и ПРИНУДИТЬ людей прийти на участки. Я уже молчу о том, что в телевизоре – только выборы, о плакатах и растяжках повсюду, об смсках операторов мобильной связи с призывами прийти на выборы, которые приходят в три часа ночи – от этих выборов никуда не скроешься… но и этого мало. Нам не просто давят на психику, нас ЗАСТАВЛЯЮТ насильственными методами.

Разговариваю с несколькими знакомыми – школьными учительницами. Разные школы, разные округа Москвы. Истории идентичны: в приказном порядке («Вы БУДЕТЕ это делать») заставили написать заявление о прикреплении к участку по месту работы в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 27 ФЗ «О выборах Президента РФ».

На мой вопрос, почему согласились написать, почему не обратились в прокуратуру – отвечают, что им страшно, что им жалко свои нервы и т.п.

Доходит до абсурда. Мой одногруппник, коллега и просто хороший друг, бывший сотрудник Центризбиркома, защитивший диссертацию по избирательному праву, с которым мы вместе прошли не одну избирательную кампанию, – тоже берет открепительное удостоверение, потому что иначе не дадут премию никому из его отдела. Правда, будучи избирательным юристом, он, конечно, находит способ голосовать там, где ему удобно и как ему самому хочется, но для руководства он соблюдает формальность послушания.

Казалось бы, несущественная мелочь – голосовать ли вообще и где именно. В целом, наверное, не трудно взять эту несчастную бумажку и приехать проголосовать по месту работы. Но мы забываем о том, что у каждого из нас есть СВОБОДА ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ, фундаментальная свобода. Каждый вправе сам решать, участвовать ему в выборах или нет: участие в выборах – добровольное; каждый вправе сам решать, где ему голосовать. Это определенный столп, на котором держится демократия, и если он будет попран – то будет попрано и все остальное.

Но проще испугаться или махнуть рукой и сделать так, как требуют.

Чего мы боимся? Давайте найдем рациональное зерно.

Того, что нас уволят? – массово коллектив всего предприятия или школы? ВСЕХ школ и предприятий в городе? Не смешите.

Или может мы боимся, что сосед, согласившийся вместе с вами закричать «Караул!» возьмет, и подобно булгаковскому Коровьеву, надует? Может быть и так, но подумайте о том, что и он боится того же. И если кто-то начнет – остальные обязательно подхватят.

Того, что не дадут премию? – но чем мы тогда, продавая по сути себя, свою волю, свои убеждения, позволяя вытирать за эту несчастную премию об себя ноги, лучше проституток?

Может быть, нам жалко непосредственного руководителя, которому будет «по первое число»? А не кажется ли вам, что, как бы хорошо вы к нему не относились, руководитель сам виноват в том, что позволил поставить себя в коленно-локтевую позицию?

Прочитав этот текст, многие подумают: «Моя хата с краю, раз такая умная, вот и плыви против течения, а у меня семеро по лавкам, мне за работу держаться надо!»
Да, вы вправе подумать именно так. Только подумайте еще и том, нужна ли Вам работа в государстве, из которого вполне вероятно захочется сбежать. Пока нас просто принуждают идти голосовать. К чему нас будут принуждать дальше?

У А. Солженицына есть такие строки:
«Если бы во времена массовых [посадок], например в Ленинграде, когда сажали четверть города, люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, – а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по несколько человек с топорами, молотками, кочергами, с чем придется? <…> Органы быстро бы не досчитались сотрудников и подвижного состава, и несмотря на всю жажду Сталина – остановилась бы проклятая машина!»

И еще мне почему-то сейчас вспомнился эпизод 11 сентября. В тех самых самолетах сидело много людей… гораздо больше, чем террористов. Людей, которые прекрасно понимали, что через несколько минут они умрут. Людей, которые могли толпой на террористов наброситься, обезвредить их и предотвратить трагедию, спасти и себя, и других. Но каждый, парализованный страхом, что его вот_прям_сейчас убьют, сидел и выкраивал секунды собственной жизни (не более!) – за счет жизней тысяч тех, кто находился в башнях-близнецах.

Также и мы сейчас, каждый трясется за собственную шкуру, не понимая, что при таких условиях эту шкуру все равно сдерут – только чуть позже.

Пока еще не поздно что-либо изменить – давайте сделаем это вместе.

Если кому-то оказалось близко то, о чем я здесь написала – пожалуйста, сделайте кросс-пост. Расскажите своим родителям, которые не знакомы с Интернетом. Расскажите своим соседям по дому.

СКОЛЬКО МОЖНО БОЯТЬСЯ, ХВАТИТ УЖЕ! 3 марта бояться будет поздно.

Маленький посткриптум. Отчаянно не хватает наблюдателей на участках. Тех, кто сможет обеспечить достоверный результат выборов. Не важно, от какой партии наблюдать, – сейчас задача общая. Зайдите в любое отделение любой партии и предложите свои услуги. Не поленитесь провести эти сутки на участке. Не думайте опять же «моя хата с краю», не думайте «результат все равно предрешен». ЭТО КАСАЕТСЯ КАЖДОГО. Если каждый внесет свою маленькую лепту – то, возможно, что-то у нас всех вместе и получится. http://thesunbeam.livejournal.com/154228.html